Наверное, каждый из игроков хоть раз в жизни задавался вопросом: что именно является целью ролевой игры?.. Кому-то хочется окунуться в новый, неизведанный мир, кому-то нравится быть его демиургом; некоторые находят удовольствие в сочинении сложных, захватывающих сюжетов, а кто-то воспринимает ролевку, как еще один способ общения с друзьями. К какой бы категории не относили себя Вы, в один прекрасный день вам все же придется столкнуться с неизбежной проблемой любой игры: поражением.
Что такое проигрыш на форумной игре?..
Как научиться проигрывать с достоинством?..
И стоит ли вообще бояться проигрышей?..
На эти и некоторые другие вопросы я попробую ответить в этой статье.

Стратегия поражения

У кого бывают поражения, тот и побеждает.
Античный афоризм

Уникальность ролевой игры заключается в том, что, в отличие от многих других типов игр, в ролевке можно получить удовольствие не только от победы или участия… но и от поражения! Звучит необычно, однако, это именно так.
Чтобы убедить вас в этом, я начну с самого начала.

Победа и поражение: терминология

Так как же понять, что такое победа и поражение в игре?..
Со спортивными играми вроде бы все ясно: забей мяч в ворота, отправь соперника в нокаут. С компьютерными играми тоже проблем нет: пройди все уровни от начала и до конца и победи финального босса.
Но как определить, что является победой на форумной ролевой игре?.. Убить врага? Выйти победителем из сложной заварушки? Обкидать противника на кубиках?.. Если бы все было так просто!
Вы удивитесь, если я скажу, что однозначного победителя на ролевке, как и в жизни… просто не бывает.
«Но какова же тогда цель самой игры?» - спросите меня вы. Все очень просто, дорогие друзья! Цель ролевой игры - максимальное погружение в игровой мир, а так же создание и развитие (моральное, сюжетное и т.д.) собственного героя. Когда вы достигли в этом определенных высот, когда ваши посты с интересом читаете не только вы, но и ваши коллеги по форуму (а также ваша бабушка, ваша учительница начальных классов и ваш начальник) – смело присуждайте себе медаль победителя!
Но когда посты ваши унылы, а герой ваш знаменателен лишь тем, что он «круче всех», вы можете бесконечно доказывать свою удаль, но вы все равно – безнадежный ролевой лузер.

http://www.livegif.ru/Gallery/SAIT/navigation/NEXT/3STR3.GIF Главное правило: если проиграл мой герой, это отнюдь не значит, что проиграл Я.

Поражение: этапы осознания

Не так опасно поражение,
как опасна боязнь признать свое поражение.
Ленин

Нет худшего наказания для админа, чем игрок, не умеющий проигрывать!
Таких игроков неохотно берут в квесты, с ними редко заводят сюжеты и, уж конечно, только ненормальный согласиться отыгрывать с ним поединок.

I. Первейшая реакция на проигрыш от такого игрока: обида.
А вот и характерные фразы:
«У админа ко мне особое отношение!»
«Почему вы ударили моего героя?! Я ведь не разрешал\а!»
«А если бы вам вот так вот платье порвали?!»
«Не чеснааа!!!»

II. Второй этап: отрицание
В этой фазе игрок легко идет на нарушение правил, забывает о логике и в истерике прет напролом, стараясь повернуть ситуацию в свою сторону.
«…эльф был повержен и затоптан табуном коней. Однако, в последний момент он спасся из под копыт, оседлал вожака табуна и яростно поскакал на своего врага!»
«…человек легко вышел из нокаута, потом направил серию ударов на противника: два в челюсть, три в плечо, восемь в торс и финальным ударом добил негодяя!»

III. Третий этап: смирение и апатия
Иногда игроки оказываются настолько безынициативны, что переходят к этому этапу, минуя второй и первый. Чаще всего это характерно для кисейных барышень: они просто падают в обморок от малейшего дуновения в их сторону, а потом оскорбленной горой тряпок лежат где-то в уголке, дожидаясь, пока коллеги по квесту их откачают. Лишив себя таким образом возможности играть, дамы очень скоро начинают скучать, о чем непременно и сообщают окружающим – «Ах, а игра-то как-то неактивно идет!»

IV. Примирение или разрыв?..
Оскорбленный игрок вполне может продолжить играть дальше (до следующего своего поражения), однако, не редки случаи, когда после пустякового удара в челюсть, персонажи и игроки попросту покидали игру. Отнеситесь к этому философски: баба с возу…

Как бороться с такими игроками?..
Да как обычно. Твердость, логика, здравый смысл. Ни в коем случае не идите на уступки! Не потворствуйте таким игрокам!
Попытайтесь объяснить игроку, что он делает неправильно. Попробуйте доказать, что поражение персонажа – еще не есть конец света. И, наконец, дайте ему почитать эту статью, ибо в следующем подзаголовке я как раз и собираюсь рассказать о том, почему проигрыши могут быть полезны.

Обратите поражение… себе на пользу!

Бывали, поражения, которые в своей славе
не уступают величайшим победам.
М. Монтень

Открою вам страшную тайну: любой опытный игрок просто обожает проигрывать! Почему?.. Да очень просто! Поражение – это сильнейший мотиватор, который заставляет персонажа переосмысливать свое положение, принципы, менять собственную жизнь. А значит – становиться еще многограннее и интереснее!
Кому интересна честная и безоговорочная победа? Она лишь убеждает героя в правильности выбранного им пути, оставляет его характер в скучной уверенности, что он – прав.
Зато герой, потерпевший фиаско, невольно попадает под влияние противоречивых чувств, которые заставляет его пересмотреть свой взгляд на жизнь. Это настоящее формирование личности, которое непросто, но очень интересно описать в формате ролевой игры. Поражение дает стимул к последующей борьбе, поражение заставляет героя отказаться от привычной жизни и броситься в водоворот новых, неизведанных ощущений.

Многие мои друзья намеренно выбирают в качестве героев слабых персонажей. Ведь гораздо интереснее и сложнее получить желаемое не врожденной силой рук и ловкостью ума – а путем трудных и долгих поисков, многочисленных проб и ошибок.

http://www.livegif.ru/Gallery/SAIT/navigation/NEXT/3STR3.GIF Заметка: попробуйте начать игру на новом форуме… с поражения. Пусть ваш персонаж потеряет работу, жену или смысл жизни. Это станет прекрасной отправной точкой для развития образа, а так же даст остальным героям зацепку, чтобы влиться в ваш сюжет. Может, кто-то захочет стать вашим злейшим врагом? Или же наоборот – новой любовью, которая поможет герою смириться с горечью потери?..

Проиграть с достоинством

Человек измеряется не глубиной своего падения,
а способностью подняться и идти дальше.
Д. Краузе

Несколько практических советов, как интересно и с пользой обыграть свое поражение:
1) Излейте свой гнев и обиду «на бумагу». Даже если поражение вас не расстроило – попытайтесь воплотить отчаяние проигравшего в словах и мыслях вашего героя. Это как минимум даст вам хороший литературный опыт, а еще, если вы и вправду огорчены поражением, поможет избавиться от плохих мыслей. Просто излейте все, что вас гнетет, от лица персонажа.
2) Задумайтесь, что было после того, как ваш герой проиграл?.. Придало ли это ему сил для новой борьбы? Или же он потерял веру в себя? Поражение является одним из главных мотиваторов, который заставляет героя перейти на «другую сторону силы».
3) Не забывайте о логике. Если вашему персонажу дали по лицу в баре, это еще не повод уходить в запой и пересматривать свое мировоззрение. Если же ваш герой в результате поражение потерял свою семью и родных, это должно непременно отразиться на его образе жизни и психике.
4) Подумайте, будет ли ваш герой мстить за поражение? Или же напротив, постарается отстраниться от произошедшего и начать новую жизнь?..
5) Вместе с героем попытайтесь выбраться из сложившейся ситуации: превратите свою реабилитацию в полноценный сюжет!

В любом случае помните: поражение любого масштаба, будто то свержение короля или же любимый галстук, украденный и изжеванный злопыхателем, есть развилка на пути развития вашего героя. И только вам решать, что произойдет с ним после – воспользуйтесь этим шансом!

Об этической стороне

Ведь не худая беда потерпеть поражение,
но двойная беда потерпеть его от недостойных противников.
Эсхин

Никогда нее забывайте о том, что вы не единственный игрок на форуме. Вот простейшие правила игровой этики, соблюдая которые, вы сможете сохранить дружеские отношения с другими игроками:

1) Всегда давайте сопернику шанс. Даже если он заранее слабее вас, оставляйте для него небольшую (пусть даже хорошо скрытую) лазейку. У Давида должен быть шанс победить Голиафа.
2) Не заигрывайтесь с манчкинами. Чтобы избежать лишних ссор, лучше сразу слить битву\спор\противостояние манчкину (меньше нервов потратите) или вовсе не вступать в ним в конфликт.
3) Никогда не забывайте о логике. Даже если ситуация патовая.
4) Не бойтесь договариваться: иногда поражение можно обговорить заранее, и даже попросить кого-то поддаться вам («Мне так нужно для сюжета, не поможешь мне?..»)
5) Постарайтесь смягчить горечь поражения другого игрока – например, обсудить произошедшее в асе или общении. Помните: не все ваши коллеги разделяют себя (игрока) и своего персонажа. Напомните сопернику, что вне зависимости от отношений между вашими героями, вы все равно останетесь друзьями.
6) И, наконец, главное правило: помните, если вы победили кого-то, то в будущем ваш соперник вполне может потребовать реванша.

http://www.livegif.ru/Gallery/SAIT/navigation/NEXT/3STR3.GIF Если однажды игрок поддался вам, то, вполне вероятно, он ждет аналогичной услуги от вас в будущем.

Учитесь проигрывать и учитесь уступать. Налаживайте отношения с другими игроками, уважайте их и их персонажей.
Только когда вы научитесь проигрывать, вы сможете ощутить радость истинной победы. И главным призом вам будет интересная, разнообразная и захватывающая игра.

(с) Онотоле, roleresources.ru